Культ коня у гагаузов
Культ коня у гагаузов традиционно, занимает особое место. Конь – это ноги гагауза и его верный помощник. Без коня гагауз не считался гагаузом.
У гагаузов есть поговорка: «Кто не ездил на лошади верхом-«атлы», тот всю жизнь ходил пешком». Конь исключительно чистое животное. На крещение брали воду только из колодца, из которого пил конь. Наиболее важным животным у наших предков считался конь-«бейгир»,«ат».
Древние тюрки первыми в мире приручили лошадь «ёрту бейгири»-домашняя лошадь, используя её как в мирном, так и в военном деле. Булгары-тюрки разводили большие табуны лошадей-«ат сюрю». В повседневной жизни конь и кыпчак дополняли друг друга. Конь – традиция, дух предков, то, что спасало их в степи. На нем они жили и с ним умирали. В народных преданиях бытует даже выражение: «Гроб кыпчака – на спине у коня». Лошади придавали кочевникам динамизм, позволяя им овладевать широкими степными просторами.
Небесный мир тенгрианцев состоял из разных ярусов. На самом возвышенном ярусе обитал Бог Неба – Тенгри. К небесной зоне относили светлых и доброжелательных по отношению к человеку божественных духов, ангелов-«вристи». Они перемещались на конях-«бейгир», «бейкыр»-господин степей, поэтому рядом с героями тюрки хоронили коня.
Ещё со времён Великой Скифии для тюрков тенгрианцев конь был священным животным, его называли дар небес человеку. Отпечаток копыта коня, который принёс славу своему хозяину, называли «след ангела». Горсть такой земли заворачивали в тряпочку и клали под подушку младенцу, щепотку такой земли добавляли в воду и купали ребёнка.
При тяжёлых родах рядом с домом привязывали коня или гнали табун лошадей. Считалось, что кони разгоняют нечистых духов и роженица благополучно родит. Разного цвета кони символизировали основные стихии Тенгри. Красный конь – весна, стихия – огонь, восток. Чёрный конь – лето, стихия – земля, запад. Желтый конь – осень, стихия – вода, юг. Белый конь – зима, стихия – воздух, север.
Гагаузлар – история гагаузов.